«Ваш диагноз несовместим с жизнью»: на малой сцене Театра для детей и молодежи поставили «Обломова»

Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Сцена из спектакля «Обломов»
Борис Гранатов
Фото: cultinfo.ru

« Классика для меня – это то, что всегда: и вчера, и сегодня, и завтра , – говорит о постановке режиссер, народный артист России Борис Гранатов . – Рассказ о давно минувшей эпохе, ее героях и проблемах воспринимается как размышление о сегодняшнем дне. Однако говорить о том, что это актуально, злободневно, не совсем верно, потому что театральное искусство – не сиюминутное, оно говорит о проблемах вечных, общих ».

Вечная проблема личности, не находящей себе места в обществе – или не желающей его искать, - рассматривается в спектакле с неожиданной стороны. «Обломов» поставлен по пьесе драматурга Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича», написанной в 2000 году для Московского художественного театра по заказу его тогдашнего художественного руководителя Олега Ефремова. Однако на сцене МХАТа пьеса так и не была поставлена, и в 2002 году Угаров поставил ее в Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина. Спектакль в постановке Угарова – он назывался «Облом off» – стал заметным событием в театральной жизни Москвы.

Перерабатывая прозаический текст для сцены, драматург по-своему расставил акценты. В пьесе появился новый персонаж – доктор, который ставит главному герою диагноз, по сути дела, вынося приговор. А вот кому и за что этот приговор вынесен – над этим вопросом и предлагает задуматься зрителю Театр для детей и молодежи. Как признается Борис Гранатов, пьеса привлекла его своей театральностью, близостью к клоунаде, яркими характерами героев: « В пьесе интересно раскрывается проблема пассивного противостояния человека социуму. На моей памяти в 60-е годы музыканты, художники и поэты уходили работать кочегарами и сторожами – тоже от нежелания «соответствовать», вписываться в рамки, зависеть от социальных институтов. Сегодня эта проблема звучит по-новому ».

Тема «лишнего человека» в русской литературе XIX века знакома каждому со школьной скамьи. Но противопоставление делового Штольца лежащему на диване Обломову до сих пор продолжает вызывать полемику о том, что же всё-таки «лучше» и «правильнее» – деятельное развитие или созерцательное погружение в себя. В спектакле Гранатова столкновение этих жизненных позиций показано с особенной остротой. В характере каждого из героев заострена одна главная черта. Обломов ( Эдуард Аблавацкий ) не просто лежит на диване в пресловутом халате – всё пространство вокруг него превращается в «диван» с кучей подушек и подушечек, а его халат «без намека на Европу» столь обширен, что укрывает своего обладателя, как ему кажется, от всех тягот жизни. Молодой и честолюбивый доктор Аркадий ( Сергей Закутин ) при знакомстве с пациентом становится в тупик, не в силах определить, чем же он болен. Штольцу ( Александр Лобанцев ) бездеятельный образ жизни Обломова так же непонятен, как Обломову – вечная суета «деловых» людей. Нерадивого слугу Захара, грубияна и лодыря (засл. артист России Игорь Рудинский ), он не гонит именно потому, что оба они – родственные души. Ольга Ильинская ( Ольга Юганова ), увлекшись было Обломовым, оплакивает его судьбу, увидев, что ничто не заставит его измениться.

Но зачем ему меняться? Ради чего? Слыша упреки в лени, этот смешной человек в разных чулках вдруг начинает с жаром рассуждать о смысле и цели житейской суеты – и он очень убедителен в своем презрении к работе ради работы. Словно в ответ ему каждый из героев спектакля становится воплощением деятельности. «Гешефтмахер» Штольц на глазах у зрителя решает деловые вопросы, давая указания посыльным. Доктор приобретает обширную практику и вертится как белка в колесе. Однако эта бесконечная гонка не может вдохновить Обломова – зачем? На какой-то момент, движимый любовью, он встает с дивана и меняет халат на фрак, но его обещание любимой «обойти Екатерининскую канаву с двух сторон» звучит комически. Проговаривается и сама Ольга: она не готова «всю жизнь проворковать под кровлей», но ее требования к будущему избраннику довольно туманны: «Мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего – не знаю!».

Однако и тихий уют в доме вдовы Пшеницыной ( засл. артистка России Валентина Бурбо ) создается непрестанным трудом хозяйки. У этой работы есть цель – обеспечить удобный быт всем обитателям дома. Обломов, кажется, достиг идеала – ведь это так похоже на его детские воспоминания. Но этот рай затягивает, как болото: убаюкивая и ублажая, в будущем он не сулит ничего, кроме однообразия и вялого покоя. Поэтому, наверное, весть о браке Ольги и Штольца так сильно поражает Обломова – для него это приговор более страшный, чем диагноз доктора.

TOTUS – человек целый – так называется эта «болезнь». Слово «обломовщина» в спектакле не звучит – конфликт деятельности и бездеятельности выведен из социальной плоскости в плоскость психологии. Доктор, специалист по душевным болезням, утверждает, что человек не может влиться в общество, не «разделившись»: такая-то его часть нужна для работы, такая-то – для семьи, такая-то – для интересов политики и пр. Не в состоянии поделить себя на части, Обломов и гибнет. Но его смерть не разрешает всех тех вопросов, которые стояли перед героями спектакля на протяжении всего действия и которые остались вопросами для зрителя. Что делать? Стремиться всё к новым и новым достижениям, порой жертвуя не только покоем, но и здоровьем? Или залечь на воображаемый диван и, обложившись психологическими подушками, оправдывать свое бездействие отсутствием высокого смысла? Между этими двумя полюсами и качается маятник нашей жизни, а театр помогает нам услышать его стук.

Светлана Гришина
 
По теме
Фото: Школа-студия драматического искусства «Чайка» Артисты Театра молодого актёра представили спектакль «Замарашка» на Международном конкурсе-фестивале театрального искусства.
Руководителей самодеятельных творческих коллективов приглашаем принять участие в семинаре «Подготовка заявочных материалов на соискание званий в сфере культуры «Народный самодеятельный коллектив»,
Врачи Вологодской областной детской клинической больницы провели высококлассную операцию и спасли юную пациентку с внутримозговой гематомой, сообщается на сайте правительства региона.
Красный север