В Шаламовском доме открылась выставка петербургского графика, мастера лаконичных пейзажей Андрея Бодрова . Он работает в техниках пастели, сухой иглы, травленого штриха и акватинты.
В экспозиции представлены 57 графических листов из серий «Виды Петербурга», «Прогулки по Васильевскому острову», «Сиверская», «Поездки по южным странам», «Париж», «Италия»… Интересно рассматривать гравюры художника, начиная с вертикальных работ, «прогуливаясь» по улицам Санкт-Петербурга и «прочитывая» таинственный образ города сквозь заснеженный узор ветвей; дальше вслед за автором отправляясь в путешествия по горам, в Италию, Францию, на Кипр… Серия пейзажей по впечатлениям от этих стран, где на фоне ночного неба искрящимися силуэтами выделяются фигуры людей, очертания архитектурных объектов, очень выразительная. « Желая передать ритм Парижа, мельканье автомобилей, прохожих, увиденных из окна кафе, художник делает быстрыми, взвихренными линиями стремительные наброски. Их экспрессия будто становится самоцелью, приближая композиции к абстракции », – так описывает пейзажи искусствовед Ирина Балашова .
Чтобы вдохновиться красотой природы, художнику не обязательно ехать далеко, иногда достаточно занять наблюдательный пост у окна своей квартиры на Васильевском острове или на даче в Сиверской и сосредоточиться на внешне непритязательных мотивах, словно каждый раз заново открывая для себя образную неисчерпаемость «чистых» форм пейзажа.
« В своих набросках я всегда беру за основу реальное место, однако не стремлюсь к фотографичности передачи, а стараюсь зафиксировать самое первое впечатление », – говорит художник. Кстати, в предновогодние дни он гравировал «Воспоминания о Вологде», в сюжет которых вошли два листа с видами набережной и Кремлевского сада. Также интересны работы автора с панорамными пейзажами, женские портреты.
Как заметила искусствовед Любовь Соснина , Андрей Бодров очень тонко чувствует оттенки цветовой градации от белого к черному. В его игре цвета возникают красивые серебристые тона.
Художника привлекает техника печатной графики «сухая игла». Она не терпит ошибок и исправлений и невозможна без уверенного рисования, без крепкой, твердой руки. Андрей Игоревич объяснил принцип действия этой техники: « Рисунок мягким карандашом переводится на кальку. В качестве основы для печатной формы используется медная пластина, которая полируется и покрывается твердым лаком. Дальше изображение с кальки «передавливается» на станке. Обычно это долгий и трудоемкий процесс, который требует физических усилий. Ведь чем сильнее и глубже гравировка, тем толще и жирнее получается линия ».
По словам председателя Вологодского отделения Союза художников России, заслуженного художника РФ Николая Мишусты , техника «сухой иглы» хороша тем, что линия получается «живая»: можно и тончайшие детали проработать, и выразить всю мощь сочными бархатистыми штрихами.
Работы Андрея Бодрова находятся в музеях, художественных галереях, частных собраниях России, ближнего зарубежья, США, Финляндии, Франции, Швейцарии. Выставка в Вологде работает до 17 февраля.
Кристина Страмова