Реальность Юрия Быкова

Режиссер Юрий Быков признаётся, что постоянно приходится делать выбор между ремеслом и искусством. | Фото из группы vk.com/bykov_yuriy

Кинорежиссёр Юрий Быков, снявший фильмы «Майор», «Дурак» и сериал «Метод», в День города рассказал вологжанам о своём взгляде на современный кинематограф. Главное для него — это реализм и художественная честность.

В Вологду Быков приехал, чтобы пообщаться с поклонниками и узнать, как зрители воспринимают его творчество.

Эта встреча стала наиболее обстоятельным разговором режиссёра с жителями нашего города: в свой предыдущий приезд на кинофестиваль «Voices» четыре года назад Юрий Анатольевич лишь мельком появился в зале «Салюта» перед показом «Майора».


«Режиссура — это математика»

Реализм для Юрия Быкова — один из краеугольных камней в творчестве. Он выступает против любых наркотиков и даже прекратил употреблять алкоголь. С другой стороны, режиссеру особенно и некогда это делать: он постоянно в работе и даже после своего выступления пожертвовал прогулкой по Вологде, чтобы посидеть над сценарием к одному из фильмов. «Для меня режиссура — это математика. Я боюсь галлюцинаций, кислоты, травы. Я боюсь этих миров, боюсь увидеть зелёную собаку. Вот идёшь по улице и видишь зелёную собаку — я боюсь этого. Я не буду думать: «Как классно, я открыл для себя новое, другие миры». Я очень люблю реальность, люб-лю понимать, что вот это стол, вот это стул, вот это голова, и всё работает».

Уроженец одного из райцентров Рязанской области, 35-летний Юрий Быков неожиданно стал одним из востребованных российских кинорежиссёров. Он ворвался в профессию семь лет назад, успев с тех пор получить две премии «Ника», а его «Майор» был представлен в «Неделе критики» на фестивале в Каннах.


На вкус и цвет

«В сериале нельзя сказать: у нас не получилась эта сцена, она недостаточно тонкая, недостаточно глубокая, мы завтра снова вернёмся на этот дорогостоящий объект и будем снова снимать эту мышь, которая пробегает по плинтусу, — отмечает Юрий Анатольевич. — В авторской полнометражке ты можешь встать в позу, потому что это делается один раз и навсегда. А в сериале — ну да, ну не получилось, но поехали дальше. Сериал никогда не будет качественнее кино именно по этим причинам».

Сотрудничество с кинопродюсерами у Быкова порою не складывается. В 2013 году из-за разногласий он покинул съёмочную площадку сериала «Станица». Спустя два года его отстранили от съёмок фильма «Время первых», после чего кинолента была снята заново. На это режиссёр лишь замечает, что его материал был «более рисковым».

«Время первых» — это хороший опыт с точки зрения понимания того, что есть лимит возможностей у отдельно взятого режиссёра: нельзя уметь делать всё, — рассуждает Юрий Быков. — В итоге всё разрешилось просто: коммерчески успешный режиссёр Дима Киселёв пришёл на студию «Базилевс» и переделал картину. На вкус и цвет товарищей нет».


«Дурак» против «Левиафана»

Так вышло, что фильм Быкова «Дурак» многими воспринимается если не как своеобразный ответ «Левиафану» Андрея Звягинцева, то уж точно как собственный взгляд на ту же самую проблему. Противостояние с властью у простых людей может начаться отнюдь не на политической почве, а на вполне себе обыденной — «жилищно-коммунальной». Юрий Быков такой ставки на этот фильм не делал, и до сих пор удивляется, почему «Дурак», что называется, выстрелил.

«Надо понимать, что есть люди, эстетически близкие к Западу, а есть, условно говоря, наши, — размышляет Юрий Анатольевич. — Представляет ли он (Звягинцев. — Прим. ред.) сутевые вещи России? Нет. Но он представляет тонкий художественный взгляд, свой собственный и субъективный. К примеру, Териберка под Мурманском, где был снят «Левиафан», — это не совсем Россия, это Скандинавия. А Россия — это бесконечные горизонты, поле, завалинка...»

Взглядов Андрея Звягинцева Юрий Быков не разделяет. Возможно, по причине того, что Андрей Петрович уже достиг того уровня, который позволяет ему снимать то, что хочет он, а не то, что ему могли бы диктовать продюсеры. Именно это, на наш взгляд, делает Звягинцева одним из самых известных за границей российских режиссёров. А вот фамилию «Быков» собеседники «Премьера», живущие в Европе, не называют, хотя и его фильмы тоже идут там в прокате.

«Мы живём в эпоху, когда у нас нет серьёзных больших художников, — уверен Юрий Быков. — Формально этим критериям соответствует Андрей, потому что, по крайней мере, он делает то, что хочет, у него для этого есть все ресурсы и он выражается так, как он считает нужным. С точки зрения восприятия результата — это разговор отдельный. Но большинство не может себе позволить быть себе настолько свободными».


Сохраняя надежду

В наиболее известных фильмах Юрия Быкова происходит своего рода «локальный апокалипсис». В «Майоре» это — череда убийств вкупе с жестокостью главных героев. В «Дураке» — бессмысленная борьба простого сантехника с начальством городского ЖКХ в борьбе за жизни жителей общежития. Итог обеих картин не предвещает главному герою ничего хорошего.

«В отличие от моих первых работ, теперь буду пытаться находить какой-то луч света — не потому, что меня упрекали, а потому что я сам стал взрослее, — рассуждает режиссёр. — Мне самому страшно, я боюсь умирать, я боюсь того, что жизнь бессмысленна, что я не всё понимаю в мироздании. Хочу сохранить надежду в себе и каким-то образом донести её до окружающих. Я понял, что настолько утонул в своей мизантропии, что всех от себя отодвинул».

Сам Юрий Быков по-прежнему не любит ходить в кино и уходит даже с фестивальных показов, предпочитая смотреть кино дома и выбирая картины, снятые в 60-80-е годы XX века. Нынешние работы называет постмодернистскими. Не смотрит режиссер и собственные фильмы: «Что я, дурак, что ли?» Эти слова вызывают бурю аплодисментов: собравшиеся воспринимают их как аллюзию к фильму «Дурак».

«Всегда сажусь на задние ряды и куда-нибудь с краю, чтобы встать и незаметно уйти. Или вообще не хожу, — не без иронии объясняет Быков. — Моё «достижение» — ушёл с Джармуша прямо на Каннском фестивале. Шёл фильм «Выживут только любовники». Я же приехал, чтобы пройти по красной дорожке. Вообще-то там принято освистывать, кричать «Фу!», «Му!», можно даже что-то кинуть, — всё очень демократично».

Владимир Пешков


Из досье «Премьера»

Юрий Быков — российский актёр и кинорежиссёр. Родился в 1981 году в Новомосковске Рязанской области. В 2005 году окончил актёрский факультет ВГИКа, затем играл во МХАТе, «Et Cetera», Театре Луны, Театре Российской Армии. В 2009 году снял свой первый, короткометражный фильм «Начальник», получивший главный приз в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр». Как режиссёр снял три авторских полнометражных фильма и три сериала.

 
По теме
В Международный день театра, 27 марта, в рамках традиционного праздничного мероприятия «Весь мир – театр!» вручили театральные премии за высокие профессиональные достижения актеров в премьерах минувшего года.
Адрес кинозала «1000 & 1 фильм»: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 6-а. Цена билетов: Детский и льготный - 50 рублей, стандартный - 100 рублей (кроме тематических киноакций, предполагающих свободный вход).
В пос. Вохтоге на ул. Колхозной находится жилое помещение, которое принадлежит администрации округа.
Областной суд
Врачи Вологодской областной детской клинической больницы провели высококлассную операцию и спасли юную пациентку с внутримозговой гематомой, сообщается на сайте правительства региона.
Красный север
Сложная медицинская операция помогла спасти жизнь юной вологжанке - Региональное Агентство Новостей В Вологодской областной детской клинической больнице врач нейрохирург Алексей Бобков провел высококлассную операцию по спасению ребёнка, который был доставлен в медицинское учреждение в тяжелом состоянии.
Региональное Агентство Новостей