Спектакль Бориса Гранатова открыл международный театральный фестиваль. Станет ли он его открытием – покажут результаты конкурсной программы. Зрелище в Консисторском дворе Вологодского кремля было эффектным, экспрессивным и местами умеренно эпатажным.
Рамки между режиссёром и зрителями сразу слегка раздвинул необычный жанр, обозначенный как «репетиция». Пушкин в письме к Вяземскому (о чём сообщают со сцены первым делом) сообщал о том, что создал трагедию – после того, как обозначил ранее действо как «комедия». За юмор как раз отвечала часть с ломанием четвёртой стены. Но эта концепция в итоге свелась к тому, что и Смутное время, и перемены во власти – это не то, что движет народом, а диктуется кем-то свыше, творцами со своими интересами.
Сцена сразу привлекла внимание полусферой в середине: она приводилась в движение народом, меняя боярскую думу на Литовское княжество. Народ был действующим лицом - живой массой, пусть и достаточно неоднородной, где связующие элементы вступают друг с другом в спор.
Россия в более глобальном смысле предстала в образе пришедших зрителей – они не в силах повлиять на заранее отрепетированные сцены, и могут лишь наблюдать за происходящим. На публику указывали Лжедмитрий и бояре – дескать, вот она, русская граница. В постановке было много современной околоджазовой музыки, что уже стало неотъемлемой частью театра (чтобы молодой зритель не заскучал). Образ Марины Мнишек был оправданно вульгарен, а одна из самых непостижимых пушкинских сцен - раскрытия перед ней самозванца Гришки - только выиграла от этого.
Первый номер всегда задаёт определённый тон программе. Очень ответственно выступать первыми, но местному, закоренелому коллективу это всегда под силу. Актёры Театра юного зрителя сыграли убедительно и вызвали положительные отклики. Зал консисторского дворика был забит почти полностью несмотря на поздний час.
Автор: Никита Трушковvologda-poisk.ru