Режиссер времени и пространства

Рецензию на книгу Игоря Турова «Альбом для фотографий» в редакцию «Маяка» принесла знакомый нашим читателям автор Татьяна Комиссарова. Игорь Туров – вологодский фотограф, известный и в России, и за рубежом. Книга, вышедшая к его юбилею, включает в себя несколько серий его работ. И хотя напрямую к Вологодскому району они отношения не имеют, думается, любителям фотографии эта книга – альбом будет интересна.   Фотографа, театрального режиссёра Игоря Юрьевича Турова, который в декабре прошлого года отмечал свой полувековой юбилей, совсем нельзя назвать просто «модным», по той хотя бы причине, что в каждой его фотографии в едином целом существуют содержание и форма. Как и подобает профессионалу, он владеет многими жанрами – портрета, пейзажа, жанром художественной и рекламной фотографии. Но есть особый жанр, в котором Игорь Туров как театральный режиссёр, то есть, человек, умеющий организовывать время и пространство, является уникальным фотографом. Я бы назвала этот жанр, по аналогии с театром, пост-художественная фотография, не красивенько-­приглаженная и ладненько подогнанная под вкусы большинства, а рождающая массу ассоциаций и вопросов из нашей совсем неприглаженной реальности с её дискомфортными контрастами. В одно мгновение жизни он умеет организовать реальных персонажей в пространстве рамки видо­искателя так, что в его фотографиях можно увидеть и прочитать множество культурологических смыслов. Где-­то в кадре «люди обедают, просто обедают, а в это время рушатся их судьбы», как в пьесах Антона Павловича Чехова; где­то среди множества спешащих людских ног фотограф выхватывает мудрые и печальные глаза бездомной собаки, и вспоминается Экзюпери с его «мы ответственны за тех, кого приручили»; а где­то люди в кадре возникают лишь как отражения, как неясные призрачные силуэты. Невольно задумываешься: «может, мы и не существуем вовсе, а только кажется, что существуем». Помимо литературы, разумеется, множество параллелей можно провести с визуальным искусством: с живописью, графикой, с застывшей музыкой – архитектурой. В творчестве Игоря Турова каждый, пристально вглядевшись, сможет найти свои смыслы и параллели. Взгляд на его фотографии, в каждой из которых особая ритмика, цветовое решение и настроение, даёт работу и мыслям, и чувствам. И это, по­-моему, как раз говорит о том, что перед нами настоящий художник. Художник эпохи культуры постмодернизма (предшествующего будущего), с его недоговорённостью, фрагментарностью, интерпретативностью мышления, с его множественностью «я», его мифологичностью.   В прошлом являясь художественным руководителем легендарного театра­-студии «Зеркало», Игорь Туров при помощи света волшебных увеличительных лучей театрального искусства давал возможность зрителям заглянуть в себя, обратившись к вечным вопросам жизни человеческого духа – любви и смерти, одиночеству и предательству, совести и чести…   А сейчас он делает то же самое при помощи обычного света.   К юбилею автора вышла книга с таким, казалось бы, безликим названием «Альбом для фотографий». Но эта безличность позволяет провести нити нашего подсознания к тому альбому фотографий, который хранится в доме у каждого из нас. Одна из серий, представленных в книге под названием «Дворик», очень просто говорит о самых простых вещах, о том, что сопровождает нас от рождения до смерти. Следующая серия «Быть может из детства?…» выполнена совершенно в другой технике, с помощью однолинзового объектива – монокля. Изображение проступает, словно сквозь дымку воспоминаний, где очертания не ясны, а цвета размыты. И сразу на ум приходит строчка из известной песни: «Ах, как хочется вернуться в городок». Себе, сегодняшнему в городок своего детства. Каждая из серий в «Альбоме» снята специально подобранной фотоаппаратурой. Например, серия «С любовью, Агатиком» снята полуформатной камерой отечественного производства «Агат» (профессионалы знают всю сложность работы с этой камерой). По мнению автора, рисунок линзы именно этой незатейливой «камерушечки» очень точно смог передать настроение в фотографиях серии. «Сестра моя – русалочка» – название ряда работ, выполненных в жанре «ню». В этих мягких, полутоновых, цвета «сепии» фотографиях нет страсти. Через обнажённое тело автор стремиться показать обнаженную душу, беззащитность и жертвенность любви.   Естественно, одна книга не может вместить весь накопленный материал, не только фотографический, но и статьи, размышления автора о фотоискусстве, отзывы о его выставках, пока прошедших только за границей (видимо, там интерес к его творчеству более пристальный). С частью этого материала можно ознакомиться на сайте http://www.photogalleryt.ru/photos/ или в социальной сети «Вконтакте» в группе «Мастер-­класс Игоря Турова». Там же можно получить и всю информацию о книге.   Основную часть фотографий автор пока, увы, отправляет «в стол». Из массы этих работ мне бы хотелось рассказать о серии под названием «Амаркондо», в котором слились в одно названия фильма «Амаркорд» Федерико Феллини и название города Макондо из книги «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркеса. Серия состоит из 365 фотографий, по количеству дней в году. «В лето 2010 года» каждый день и в любую погоду, выходя из дома со своей неизменной спутницей фотокамерой «Смена – 8м» фотограф снимал мгновения жизни своего города. Это гигантский, достойный внимания и уважения труд – каждый день снимать не по одной плёнке, а потом из десятков кадров выбрать один, самый достойный, наиболее передающий особенность именно этого, уже канувшего в Лету неповторимого дня жизни города. Кадр, в котором время, столкнувшись со светом, осталось в пространстве. Татьяна Комиссарова. Фото предоставлено автором.  


 
По теме
Официальный сайт Правительства Вологодской области: vologda-oblast.ru Новый проект анонсировал врио Губернатора Вологодской области Георгий Филимонов в ходе оперативного совещания, проведенного 22 мая 2024 года.
Выставка «В кругу семьи» начала свою работу, она демонстрирует фотографии из личного архива политссыльных Вологодской губернии конца XIX – начала ХХ веков.
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник